О плане реконструкции Тирасполя на ближайшие годы 16 октября 1953 год

Величественные перспективы

16 октября 1953 года, газета Сталинский путь, стр. 3


Экскурс в прошлое

История Тирасполя не теряется в седой глубине веков. Город сравнительно молод. Eму немногим более 150 лет.

Возникновение Тирасполя тесно связано с победными войнами с Турцией.

В 1791 году, после очередного разгрома турецких войск, границы России отодвинулись на запад и были установлены по Днестру. Для укрепления границы по берегу реки был построен ряд крепостей.

В 1792 году на месте древнего молдавского поселения Старой Суклеи A. В. Суворовым была заложена крепость «Средняя». Здесь и был основан город Тирасполь. (Тирас - древнее название реки Днестр, полис - по-гречески - город).

Город быстро развивался и рос. Особенно способствовало его экономическому развитию завершение строительства железной дороги Раздельная - Тирасполь - Кишинев (1871 год) и очистка русла Днестра (1884-1893 гг.).

В последние годы девятнадцатого века Тирасполе было свыше 30 тысяч жителей, имелось 300 торговых и промышленных предприятий. Однако город вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции оставался глухой провинцией. Водопровод и канализация были лишь в его центре. Мощеных улиц совершенно не было. Даже на главной улице тротуары условно обозначались колышками. Культурные учреждения были представлены небольшим театром да публичной библиотекой с несколькими сотнями книг.


Годы сталинских пятилеток

Великий Октябрь изменил судьбу Тирасполя, положил начало подлинному расцвету его экономики культуры. Особенно быстро развивался город в период сталинских пятилеток. В эти годы была создана крупная консервная промышленность, построены заводы имени Ткаченко, имени Первого Мая и плодокомбинат. Бывшие механические мастерские были реконструированы и превращены в механический завод имени Кирова. Созданы винно-коньячный, кирпичный заводы, TЭC, обувно-швейный комбинат другие предприятия.

Улицы украсились прекрасными 3-4-этажными зданиями: Домом Советов, домом наркоматов, домом консервтреста, пединститутом, сельхозинститутом, театром имени Горького и многими другими.

Большая работа была проведена по благоустройству и озеленению города. Улицы Шевченко, Карла Маркса, Луначарского, Коммунистическая и многие другие, оделись в гранит.

Большой творческий труд советских людей был прерван войной.

За время оккупации фашистские варвары уничтожили все промышленные предприятия, взорвали и сожгли все лучшие здания - школы, больницы, жилые дома, театр, вокзал и другие. Город был превращен в груду развалин.

По неполным данным, общая сумма ущерба превысила полмиллиарда рублей.

После победоносного окончания Великой Отечественной войны тираспольчане, при активной поддержке и помощи братских народов страны, приступили к восстановлению фабрик и заводов, жилых домов и общественных зданий.

За годы большого созидательного труда восстановлены и вновь построены десятки промышленных предприятий, школы, многоэтажные дома, благоустроены и озеленены улицы, создаются новые парки и скверы. За последнее время площадь города значительно увеличилась. B северной и юго-восточной части возникли два новых поселка имени Кирова и Первомайский.


Будущее нашего города

Решения партии и правительства об увеличении производства товаров народного потребления открывают новые перспективы роста промышленности Тирасполя. Уже к концу второй послевоенной пятилетки закончится реконструкция консервных заводов, винно-коньячного завода,  швейных фабрик №№ 2 и 4. Вскоре войдет в строй крупный стеклотарный завод. Завершится строительство нового хлебозавода, молочного завода, начнется строительство завода штампованной посуды, объем капиталовложений в местную и кооперативную промышленность предусматривается в 4 раза больше, чем в период первой послевоенной пятилетки. На эти средства строится крупный толевый завод, расширяются артель «Красный металлист», артель имени Котовского горпромкомбинат к другие предприятия.

Изменится архитектурный облик города. Генеральный план реконструкции Тирасполя, разработанный институтом «Молдавстройпроект» (главный архитектор проекта В. И. Александров) предусматривает самое широкое использование реки населением. Город, прежде как бы отвернувшийся от Днестра, разворачивается к нему лицом. Эта задача будет осуществлена путем освобождения всего левого берега от малоценной застройки и открытия широкого и свободного доступа к реке. В районе, между садиком имени Ленина и улицей 1 Мая будет создана широкая набережная. К набережной ... реконструкции, центральная площадь имени Сталинской Конституции.

Вся левая сторона улицы 25 Октября от каменного моста до крепости освободится от строений.

Здесь останется лишь дом библиотеки горкома партии. На освободившихся от застройки местах создается система скверов. Они соединяются дорожками и широкими лестницами с нижележащими аллеями, расположенными у самой воды. Отсюда открывается прекрасный вид на Центральный парк культуры и отдыха, который намечено создать на правом берегу Днестра. 

На территории между каменным мостом и рекой разбивается сквер. Первые работы по озеленению этого района начаты.

Центральная площадь будет застроена 3-4-этажными административными и общественными зданиями: горисполкома, гостиницы, музея-выставки и других. Все они составят единый архитектурный ансамбль.

Ниже набережной, в районе, где улица Первого Мая примыкает к реке, разместятся пассажирская и грузовая пристани и речной вокзал.

В городе будет два административных района: центральный, включающий Кирпичную Слободку, поселок у Суклеи, Калкатовую балку и улицы от реки до железной дороги, и Кировский - создаваемый на базе нынешнего поселка имени Кирова.

Центральный район реконструируется без существенного изменения сложившейся сетки улиц. Однако часть второстепенных улиц будет закрыта, кварталы укрупнены. В частности, закрывается проезд по улице Карла Маркса. Основной магистралью, связывающей Тирасполь с Бендерами, Кишиневом, Одессой, станет улица Карла Либкнехта.

Преобразится главная улица - 25 Октября. Она застроится общественными и жилыми зданиями повышенной архитектурной обработки. Перспектива улицы восточной части замыкается портиком театра имени Горького.

Кировский район связывается с центром переходным пешеходным мостом. Впоследствии будут устроены путепроводы под линией железной дороги.

Улицы Ленина, Либкнехта и Шевченко застроятся 2-3-этажными домами.


Озеленение города

Серьезное внимание уделяется озеленению города. Кроме Центрального парка культуры и отдыха намечено создать детский парк со спортивными площадками, качелями, катальными горками и аттракционами на лимане, сквер у речного вокзала, сад-сквер у театра имени Горького и два сквера в Кировском районе.

Кроме этого на улицах 9 Января, Фрунзе, Красной и Бульварном переулке организуются бульвары, общей площадью в 3 гектара. Площадь, зеленых насаждений достигнет 130 гектаров.

Генеральный план реконструкции Тирасполя предусматривает выполнение всех Этих грандиозных работ за 15-20 лет, т. е. к 1970 году.

Наиболее красивой будет западная сторона улицы Ленина, расположенная между улицами 9 Января и Карла Маркса. Уже в будущем году на стыке улиц Ленина и 9 Января начнется строительство трехэтажного жилого дома для рабочих завода имени Ткаченко. Два последующих здания существуют. Здание управления треста «Жилгражданстрой» будет достроено и архитектурно оформлено подобно дому СМУ-4 «Консервстроя». Между ними в глубине намечено строительство трехэтажного дома.

Улица Ленина подлежит реконструкции в первую очередь. Ее застройка многоэтажными домами завершится в течение ближайших лет. У вокзала создается красивая площадь. С обеих сторон ее обрамляют симметрично расположенные трехэтажные здания. Рядом будет. построен такой же дом. Базой для его создания явятся стены бывшей школы. Проезд к мельнице закрывается двухэтажным зданием.





Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

История развития науки в Тираспольском уезде

Новое кладбище Тирасполь (База захоронений Мемориал)

Новое Западное кладбище в Тирасполе